Статті
Развитие цивилизованного покрасочно-рихтовочного дела началось в Украине сравнительно недавно — в 1994-1995 годах, когда число иномарок в стране стало резко расти. Именно тогда в стране появились дилеры и дистрибуторы автомобильных фирм-производителей с мировыми именами. Эти фирмы часто не заключали дилерский контракт с украинским соискателем, если у того не было современного сервисного центра. Тогда же (или, может быть, чуть раньше) начался массовый ввоз подержанных иномарок. А они со временем стали нуждаться в “побелке”. Кроме того, возросло число ДТП: машин стало больше, а новоявленные водители не всегда умели водить. Покалеченные машины надо было чинить. А сейчас еще одним стимулом вложения денег в покрасочно-рихтовочный бизнес может стать развитие страхования автомобилей. По словам продавцов оборудования, за рубежом покрасочно-рихтовочное искусство процветает в основном благодаря именно массовому страхованию автомобилей (см. также “Точку зрения” Владимира Болдырева на этой же странице). Покрасочно-рихтовочный бизнес не имеет узкой специализации. Здесь нет привязки к обслуживанию автомашин только одной модели (как в случае со многими другими видами техобслуживания). На пункт покраски могут заехать и “жигули”, и “мерседес”. И это хорошо. По словам самих “покрасчиков-рихтовщиков”, в стране ощущается дефицит покрасочно-рихтовочных пунктов, построенных по последнему слову техники. Сегодня в крупных городах Украины количество “нормальных” станций измеряется в лучшем случае десятками. Чтобы качественно покраситься и отрихтоваться, клиенты записываются за два-три месяца. Деньги По мнению опрошенных нами специалистов, покрасочно-рихтовочный участок при СТО — самый прибыльный. В общую копилку автомастерской “малярка с рихтовкой” иногда приносят добрую половину дохода. Рентабельность в этом деле составляет не менее 20%, но может быть и вдвое большей. Конечно, можно купить краскопульт, несколько банок краски и красить “тачки” в гараже. Но такого рода бизнес случаен и непостоянен. Да и кто доверит свою дорогую машину подобному специалисту? Чтобы обустроить “малярку”, отвечающую запросам “крутого” или просто требовательного клиента, нужно вложить для начала не менее $40-60 тыс. Сюда входят расходы на строительство, получение документов, на закупку оборудования. Первоначальные капиталовложения, уверяют практики, можно отбить за два-три года. Сезонность Покрасочно-рихтовочный бизнес подвержен сезонным перепадам. Производители услуг отмечают, что летом на станции относительно спокойно. В остальное время — страда. Осенью и зимой — из-за увеличения числа дорожно-транспортных происшествий, а весной — в связи подготовкой машин к прохождению техосмотра. О ценах Цены на описываемые услуги владельцы устанавливают по-разному. Одни берут по затраченным на ремонт нормам-часам, другие устанавливают цены на детали. Например, на фирменных СТО трудовой час маляров и “костоправов” оценен в 90-110 грн., а покраска одной детали машины в рядовой покрасочной станции стоит от $60 до $120. В зависимости от качества краски и времени, затраченного на ремонт, полная покраска автомобиля может обойтись в $400-1500. Например, автор сам видел, как мастер СТО полную покраску “жигуленка” оценил в $400. Как это делается Технология не так чтобы очень проста, понадобятся и люди, и площади. Процесс начинается с мойки автомобиля (или подлежащей рихтовке детали, двери, например). Чистую “тачку” рихтуют. После рихтовки автомобиль попадает в покрасочный пункт на пост предварительной подготовки. Здесь машину шлифуют, шпатлюют, грунтуют и — в покрасочную камеру. Дальше наносят краску, потом — лак, потом устраняют различные недоработки покраски. После этого машину сушат и полируют. Можно покраской и рихтовкой автомобилей заниматься в гараже или где-нибудь во дворе, имея под рукой нормальный краскопульт и два столба в качестве опор для блоков (например, смятую машину можно вытягивать между такими столбами). Но для этого нужно быть очень крутым специалистом, каковых не так уж и много. Да и поди убеди клиента, что в таких условиях его машину “вылечат правильно”. Клиент теперь пошел не только денежный, но и грамотный, насмотревшийся на технику... Парк оборудования покрасочной станции, претендующей на звание “современный”, состоит из покрасочной камеры , промышленных пылесосов или вытяжных установок, установки для перемешивания красок, установки для мойки пистолетов, инфракрасных излучателей (сушилок), компрессора, шлифовальных, полировальных машин и прочего вспомогательного инвентаря (см. главки “Оборудование для рихтовки”, “Оборудование для предварительной подготовки”, “Оборудование для покраски”). Персонал Основой любой СТО всегда были кадры. А для покрасочно-рихтовочного дела — в особенности. Вопрос первый — где взять руководителя производства? И продавцы оборудования, и производители соответствующих услуг признались, что руководители СТО — на вес золота. Обычно вновь открывающаяся станция техобслуживания, или СТО, у которой дела идут из рук вон плохо, старается всеми правдами и неправдами переманить классного руководителя у конкурента. Приманкой в основном служит более высокая зарплата. Поэтому внятного совета, где взять такого “спеца”, мы дать не можем. Но если речь идет о доукомплектовании существующей СТО покрасочно-рихтовочным комплексом, все не так плохо. Ибо зачастую начальник на станции один — на все подразделения. Но не начальством единым... Как нам в один голос сказали руководители нескольких “покрасочных” предприятий, “все начинается с маляра”. Если такого специалиста нет, то нет смысла начинать бизнес. Где достать высококвалифицированного маляра или рихтовщика? Проблему предприниматели решают по-разному. Одни — по наводке друзей, другие — давая объявления в специализированной прессе. Были и третьи — они вообще не искали. Люди сами приходили устраиваться на работу уже во время организации предприятия (ну, повезло. — Ред.). Хозяин пункта покраски и рихтовки обычно присматривается к работнику в течение двух-трех месяцев, а потом принимает окончательное решение. Персонал нормальной покрасочно-рихтовочной станции состоит из четырех-шести человек. На рихтовке работают один-два человека, а на покраске — три-четыре (мастер-маляр и два-три помощника). Один человек из покрасочников должен овладеть профессией колориста (подборщика красок). Маляра и колориста можно найти и у некоторых продавцов расходных материалов, которые не только торгуют красками, но и обучают людей, как этими красками пользоваться. Причем есть и те, кто учит бесплатно! Не из альтруизма: так они увеличивают рынок сбыта красок. Продавцы хранят в своей базе всех “маляров-курсантов”, прошедших обучение. За рубежом, чтобы стать классным маляром, люди проходят обучение в течение пяти лет. Наши проходят недельные курсы (бывает, даже на Западе), а остальные умения и навыки приобретают непосредственно на производстве. По словам специалистов, для того чтобы стать профессионалом, потребуется 1,5-2 года непрерывной практики. Теперь о вознаграждении. Все владельцы станций техобслуживания считают оптимальной “процентную” форму оплаты труда. Например, бригаде, сделавшей все рихтовочно-покрасочные работы автомобиля, платят 15-40% стоимости выполненного заказа. Кошельки работников пункта покраски и рихтовки пополняются на $200-600 ежемесячно — в зависимости от доходности предприятия, “количества проделанной работы” и квалификации. Документы Если перечислять все ГОСТы, прямо или косвенно регулирующие автомобильное дело, не хватит никакой газетной площади. Поэтому приведем только два самых родных документа, прямо относящихся к ремонту и обслуживанию кузова автомобиля. Это: ДСТУ 2324-93 “Автомобили легковые. Кузова. Прием в ремонт и выдача после ремонта”; ДСТУ 2322-93 “Автомобили легковые. Отремонтированные. Общие технические условия”. Большинство автомобильных ГОСТов объединены в ДСТУ 3649-97 “Средства транспортные дорожные. Эксплуатационные требования безопасности к техническому состоянию и методы контроля” (введен в действие с 01.01.99 г.). Этот государственный документ занимает почетное место на рабочем столе любого руководителя СТО. В Украине существует масса строительных норм и правил, касающихся постройки СТО или смежных ему предприятий. Можно упомянуть следующие государственные стандарты: ВСН 01-89 “Ведомственные строительные нормы предприятий по обслуживанию автомобилей”; СНиП 2.04.01-85 “Внутренний водопровод и канализация зданий”; СНиП 2.04.02-84 “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения”; СНиП 2.09.02-85 “Производственные здания”; СНиП 2.07.01-89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”; СНиП 2.04.03-85 “Канализация. Наружные сети и сооружения”; СНиП 2.04.05-91 “Отопление, вентиляция и кондиционирование” и т.д. Кроме этого, есть куча документов по охране труда, по противопожарной охране, других санитарных норм и правил, в той или иной мере затрагивающих автомобильный бизнес. Услуги покрасочно-рихтовочного комплекса сертификации не подлежат. Она — добровольная. Правда, в целях рекламы и “уламывания” клиента “эстэошники” иногда получают бумагу центра стандартизации, метрологии и сертификации. Согласования Повторимся, стартовать с нуля — это наиболее пиковый и наименее приятный случай. Лучше всего все таки разместить комплекс в пустующем цеху, благо, такого добра пока еще навалом. Эпопея создания станции с нуля начинается с поиска земельного участка. В Киеве поиск земли заказывают в Главкиевархитектуре или Управлении генерального плана АО “Киевпроект” (теоретически — бесплатно, потому что потом эти же организации участвуют в разработке проекта за деньги). Если предприниматель уже присмотрел пустующий участок, то в специальном отделе Главкиевархитектуры можно проконсультироваться, не занят ли он, можно ли на него оформлять документы. Если участок свободен, то можно смело подавать заявку в Киевский городской совет. (Вряд ли в других городах схема сложнее. — Ред.) В совете работает земельная комиссия. Она прошение предпринимателя передаст в Киевский земельный комитет (Киевзем). Он, в свою очередь, поручит своей организации-разработчику изучить материалы по отводу земли и подготовить обоснование и проект решения на рассмотрение сессии Киевсовета. Принятое на сессии решение дает право на оформление градостроительного паспорта, который включает архитектурно-планировочное задание (АПЗ), а также технические условия и различные согласования. Организация-разработчик согласовывает материалы с городской СЭС, службами водо-, энерго- и теплосетей, городским управлением экологической службы, управлением охраны памятников (если участок находится в охранной зоне) и Главкиевархитектуры. (Вот с ними, а также с пожарными, придется согласовывать и “пристраиваемый” к имеющемуся бизнесу покрасочный пункт. — Ред.) Потом весь пакет документов визируется в недрах Киевзема, а затем вместе с проектом решения сессии возвращается в земельную комиссию. Оттуда — на очередную сессию Киевсовета. Киевсовет принимает решение “О согласовании месторазмещения”, которое оформляется “Актом резервирования”. Получение акта означает — можно начинать разработку проекта. Разработкой проектов на капитальное строительство занимаются проектные организации, имеющие на то право. В Киеве это Киевпроект, Гипроград, ГосавтотрансНИИпроект и много частных проектных мастерских. Проект составляется в течение двух-трех месяцев. В зависимости от размаха строительства проект покрасочно-рихтовочного комплекса обойдется в 40-120 тыс. грн. Готовый проект утверждается на градостроительном совете, а затем проходит экспертизу в Киевгосэкспертизе. После этого повторно подается заявка на отвод земли в Киевсовет. К заявке прикрепляется протокол решения градсовета, в котором указаны границы участка. Эти бумаги проходят опять согласовательную процедуру, как в случае с земельным участком. В итоге несчастному предпринимателю выдается либо “Акт на землю”, либо “Договор краткосрочной (долгосрочной) аренды земли”. Обычно земельный участок арендуется на срок от 5 до 25 лет. Когда строительство комплекса закончится, нужно пригласить представителей всех организаций, с которыми проект согласовывался, на принятие объекта. Они проверят соответствие объекта проекту. После проверки подписывается совместный акт, и объект регистрируется в БТИ (бюро технической инвентаризации). Если предприниматель отводом земли и проектированием занимается самостоятельно, то ему надо оббежать три-четыре десятка разрешительных инстанций. Можно обратиться в спецфирмы, занимающиеся оформлением документов. Обычно за такие услуги консалтинговые фирмы (они занимаются не только консультированием, но и оформлением документов) берут 2-10% стоимости проекта.Подписную кампанию может проводить и сама проектная организация. С момента идеи до открытия покрасочно-рихтовочного комплекса может уйти от восьми месяцев до двух лет.
Джерело: http://www.business.ua/i434/a5354 | |
Категорія: Автосервіс | Додав: vector (23.12.2008) | | |
Переглядів: 2492 |
Всього коментарів: 0 | |