Головна » Статті » Автосервіс

Покрасочно рихтовочный комплекс за $20-100 тыс.- 2 (продолжение)

Помещение

Чтобы зарабатывать деньги на покраске и рихтовке, предприниматели не боятся вкладывать деньги в строительство. Но чаще все-таки арендуют площади. В Киеве аренда необходимой площади в производственном районе города стоит $3-7.

Современный пункт покраски автомобилей может занимать 200-400 кв.м. На такой площади располагаются покрасочная камера, посты предварительной подготовки автомобиля, участок подготовки красок, участок промывки пульверизаторов, склад для хранения лакокрасочных материалов и склад для хранения деталей обслуживаемых машин. И если места будет мало, упадет и производительность, и качество, да и “проверяльщики” могут придраться.

Остальные квадраты используются для свободного передвижения автомобиля.

Покрасочная камера занимает 40 кв.м. Из-за взрывоопасности покрасочного производства бокс покраски располагают в гордом одиночестве, в стороне от других помещений. Разрыв — минимум 5 м. (Готовьтесь к разговору с огнеблюстителями!)

Обычно при одной покрасочной камере обустраивают три-четыре поста предварительной подготовки.

Особое внимание уделяют въезду и выезду автомобиля. Последний свободно должен заезжать на пост предварительной подготовки, а затем — в камеру для покраски.

 

Оборудование для рихтовки

Рихтовку автомобилей условно можно разделить на два вида: наружная и общая.

Наружная — это устранение мелких вмятин, царапин и т. д. Для мелкой рихтовки достаточно сварочного полуавтомата, различных рихтовочных приспособлений и специального ручного инструмента.

Однако в последнее время, по словам продавцов оборудования, увеличился спрос на общую рихтовку (рихтовку кузова и рамы). Такого рода дефекты исправить на глазок невозможно, а если и возможно, то небезопасно. Равняют автомобиль на рихтовочном стенде.

Стенд состоит из стапеля (рамы) и измерительной системы. Помогают ему работать многочисленные вытяжные приспособления, гидравлические растяжки, зажимы, скобы, захваты и т. д.

Измерительная система бывает двух видов: механическая и электронная. Продвинутой считается, конечно, электронная система — она и быстрее, и точнее. Но дороже — включает в себя специальные измерительные датчики и компьютер.

На механической системе замеры делают при помощи специальных измерительных линеек.

Кроме механической и электронной есть так называемая шаблонная система. Принцип ее работы: на автомобиле есть целая куча отверстий, по взаимному расположению которых можно судить о степени “кривизны” четырехколесного друга. На каждую модель автомобиля — при использовании такой системы — необходим свой комплект крепежей (что дорого). Но на “шаблонках” работают.

В Украине рихтовочные стенды выпускает днепропетровская фирма “Росма”.

На отечественном рынке также можно встретить рихтовочные стенды российского производства.

Торгуют не только новыми рихтовочными стендами, но и “бэушными”. Они в два-три раза дешевле и стоят $5-10 тыс. (цены новых стендов приведены в соответствующих таблицах).

Продавцы вместе с оборудованием предлагают каталоги и справочники заводских размеров кузова. Со временем на покрасочном участке собирается своеобразная библиотека размеров.

 

Оборудование для предварительной обработки

В покрасочном цехе вся черная работа — шлифовка, нанесение шпатлевки и грунта — протекает на постах предварительной подготовки. Это достаточно грязные процедуры, особенно шлифовка. Чтобы избавится от пыли, посты оснащают “пылесборочным” оборудованием. Это или передвижной промышленный пылесос с набором рукавов для шлифмашинок, или стационарная система пылеотсоса.

Стационарный пылесборник дороже передвижного, но работает более эффективно. Передвижные пылесосы стоят $300-1200, а стационарные пылесборники — $2-4 тыс.

Помимо “пыльных” агрегатов, понадобятся шлифмашинки (“болгарки”), шпатели, кисточки, салфетки и т.д.

“Шлифовалки” (электрические и пневматические) используются для удаления ржавчины, старой краски, для гладкой и тонкой обработки поверхности.

Покрашенный автомобиль обязательно доводят до кондиции полировкой (это, правда, уже окончательная, а не предварительная обработка, но машинки сходные). Для полировки кузова продавцы оборудования предлагают различные полировочные машинки со специальными насадками, салфетки, бумаги и наборы полировочных паст.

Цена шлифовальных и полировочных машин — от $320 до $500.

 

Оборудование для покраски

Основа современной станции покраски — покрасочная камера (бокс). Там машину сначала красят, а затем сушат. Температура покраски — 20оС, а сушки — 60-80оС. При покраске и сушке забираемый с улицы воздух нагнетается вентилятором, проходит фильтры предварительной очистки и поступает в теплообменник. Оттуда воздух через специальные фильтры подается в камеру, а затем уходит в яму. В яме воздух предварительно очищается фильтрами, а затем выбрасывается наружу или забирается обратно в камеру.

Можно задаться вопросом: “А зачем все эти воздушные операции?”. Да затем, что основная функция камеры состоит в том, чтобы создать поток воздуха без завихрений (по-научному: ламинарный поток воздуха). Иначе не добиться современного качества покраски. Посему не стоит заниматься самодеятельностью и пытаться заменить камеру чем-то более простым и дешевым. В зависимости от комплектации камеры стоят от $10 до $35 тыс.

Покрасочные боксы могут работать на природном газе или дизтопливе (решайте, что вам проще покупать и использовать: соляра дороже, для газа нужен газопровод).

Внутренние размеры “покрасочных” — 7х4х2,7 м (длина-ширина-высота).

На отечественном рынке продаются импортные покрасочные камеры — Blowterm, Globalfilter, Nova Verta, Polin, Globus, Techno (все — Италия), Termomeccanika, Durst (обе — Германия). Возможно, есть и украинские производители камер, но практики-окрасочники, с которыми довелось беседовать автору, о них не слыхали.

“Колерами” камеру снабжает пост подбора красок. Он включает в себя установку для перемешивания красок, считыватель слайдов, электронные весы, каталог (выставку цветов) и различные мензурки для смешивания краски.

Установка для перемешивания красок — это автоматический стенд, на котором размещены банки с красками основных базовых цветов. Из этих базовых цветов подбираются оттенки. Человека, занимающегося подбором красок, называют колористом. Колорист при подборе красок пользуется готовой “кодовой” информацией и формулами, которые хранятся в компьютере или на слайдах.

Каждый автомобиль имеет свой “цветовой” код. Располагается код на внутренней стороне двери или капота.

Строго по рецепту колорист взвешивает пигменты на электронных весах, смешивает их и получает цвет. (Говорят, некоторые продавцы красок “смешиватели” дают бесплатно. Ищите! — Ред.)
 

Теперь о нанесении краски. В Украине используют в основном краскопульты (пистолеты, пульверизаторы, краскометатели) немецкого (SATA) и американского (DeVILBISS) производства. Менее известны японские краскопульты IWATA. Встречаются краскопульты итальянского и российского производства.

Краскопульты стоят $280-350. На покраску требуется минимум четыре пистолета: для нанесения жидкой шпатлевки, грунтовки, краски и прозрачного лака. Ибо вязкость этих материалов различна. Например, пистолет для краски или для лака имеет сопло размером 1,3-1,4 мм, для грунта — 1,6-1,8 мм, для жидкой шпатлевки — 2,1-3,4 мм.

Сегодня выпускаются пульверизаторы нового поколения с надписью HVLP. В быту их называют пистолетами низкого давления. В пистолетах прошлого поколения воздух на входе имел давление 4 атм., на выходе — 3,5-3,7 атм. По словам “маляров” такой “краскодув” укладывал на поверхность 30-40% краски, а остальные 60-70% краски выдувал в воздух.

В современных краскопультах HVLP на вход подается воздух в 2 атм., а на выходе — всего 0,7 атм. Они кладут на поверхность 70% краски, а в воздух уходит 30%. Так что не стоит экономить, покупая старый дешевый краскопульт.

По словам продавцов, “краскометатели” при правильном уходе могут служить не менее пяти лет

После покраски пистолет очищается в специальной установке. В таких “ваннах” можно одновременно “купать” 1-5 пистолетов. Цена моющих устройств — от $2,5 до $4 тыс.

Теперь о сушке. Автомобиль целиком, как уже говорилось, сушат в камере. Для сушки отдельных деталей (например, двери или капота) используют инфракрасные излучатели (сушки). Они ускоряют сушку отдельных деталей примерно в два раза.

 

Вспомогательное оборудование

Рихтовочный пункт нуждается в сварочном аппарате, подъемнике, компрессоре и специальном рихтовочном инструменте.

Специальный рихтовочный инструмент — это отрезные машинки, пневмолобзики, различные деревянные и резиновые молотки разного размера и массы, выколотки, надставки и пр.

Кроме инструментов для небольшой рихтовки нужно закупить обычный инструмент для монтажа, демонтажа, разборки-сборки узлов, частей.

Инструмент обычно подбирается самим мастером-рихтовщиком.

Импортные наборы различного рода ключей, головок, щупов, отверток и прочей инструментальной гвардии могут стоить $400-1500.

Для облегчения работы желательно иметь двухстоечный подъемник. Можно, конечно, разбирать и собирать машину, не поднимая ее. Но это неудобно. (Подробнее о подъемниках и об организации “СТО вообще” см. БИЗНЕС №15 от 10 апреля 2000 года, стр. 29-33.)

В Украине подъемники производят НПО “Энергия Плюс”, ООО “Черкассыэлеваторсбыт” (оба — г.Черкассы), ОАО “Микрон”, кооператив “Альтиметр” (оба — г.Одесса). Стоимость двухстоечных подъемников — от $1800 до $5500.

Вместо подъемников некоторые “костоправы” используют домкраты.

Для удобства работы с отдельными деталями кузова автомобиля (дверь, капот, крыло) “маляры” используют различные подставки и стойки.

На покрасочной станции много чего работает на сжатом воздухе. Чтобы воздух был чист и постоянен, специалисты рекомендуют организовать свою централизованную компрессорную станцию. Ибо качество покраски автомобиля зависит от того, какой чистоты, давления и частоты воздух подается на краскопульт. Уже упоминавшиеся краскопульты низкого давления серии HLVP очень чувствительны к перепадам давления воздуха.

Ключевой элемент системы подготовки воздуха — компрессор. Рекомендуемый компрессор должен дуть воздух не менее 800 л/час с объемом ресивера (бачок для сжатого воздуха) не менее 500 л.

Кроме компрессора, воздушная система включает сепаратор влаги, три блока фильтров и осушитель воздуха.

 

Расходные материалы

Современные покрасочные технологии в Украине появились лет шесть-семь назад. Раньше не было необходимости. Вместе с иномарками в страну стали завозить и соответствующие краски. Сегодня в Украине можно приобрести краски и прочие расходные материалы производства Sikkens (Голландия), Glazurit, Spies Heсker, Sadolin, Standox (Германия), PPG (США), Du PONT (Франция). (См. также стр. 58,59 — там подробнее о рынке красок для автомобилей, о ценах, продавцах и т. п.)

На установке перемешивания размещаются от 60 до 96 базовых цветов, из которых можно подобрать практически любой оттенок. Но, по словам практиков, такое изобилие уже попахивает излишеством. Нечасто встретишь клиента на “мерсе”, к примеру, ядовито-оранжевого цвета.

Как уверяют практики, одиним литром готовой краски можно покрыть до 16 кв.м. В зависимости от качества расходных материалов и профессионализма маляра, на полную покраску машины в два-три слоя в среднем уходит 2-5 л краски, 2,5-3 л шпатлевки, 1-2 л грунтовки, 1,5 л лака и столько же растворителя.

Краски подразделяют на однокомпонентные и двухкомпонентные. Это значит, что к базовой краске добавляют один отвердитель (однокомпонентные) или отвердитель и лак (двухкомпонентные). К однокомпонентным относится акриловая краска, а к двухкомпонентным — краски “металлик” и краски “перламутр”. В “металлик” подмешивают алюминиевую пудру, а в “перламутр” — частички обработанной слюды. Однокомпонентные краски дешевле. Литр акриловой краски может стоить $25-45, “металлика” — $30-70 (это лишь приблизительные цены).

Главная функция шпатлевок — заполнение различных неровностей и ремонт проржавевших деталей. Они бывают полиэфирные, со стекловолокном, на нитроцеллюлозной основе и пр.

Не вдаваясь в подробности, можно выделить следующие грунты:

  • грунты для покрытия шпатлевки и сокрытия крупных пор;
  • грунты-порозаполнители;
  • грунты для работ по пластику.

Все они скрывают погрешности предыдущих материалов и становятся основой для последующих.

В Украине оборудования и расходных материалов для покраски и рихтовки автомашин — просто завались. В Киеве продажей такого “добра” занимаются АО “Автомеханика”, ООО “Роберт Бош ЛТД”, ООО “Форс”, компания DC Ltd., ЧПИК “ИТО”, СП “Автотехсервис”, ПК “Икар”, компания “AGA Украина”, ООО “Топ Лак Украина”, ООО “Колорит Лтд.”, ООО “Колiр-Авто”, фирма “Швидко”.

Список можно продолжать — см. все те же стр. 58,59.

 

Мойка

Участок мойки — обязательный атрибут любой станции рихтовки и покраски автомобилей. Его отсутствие — это издевательство над клиентом. По словам специалистов, для организации “душевой” для машин достаточно купить аппарат высокого давления с подогревом воды.

Чтобы санитары и экологи меньше предъявляли претензий, необходимо правильно организовать очистку и сброс воды. Моечный аппарат стоит примерно $1,5-3 тыс. Мойка с замкнутой системой водоочистки обойдется в $4-7 тыс. (Подробно об организации автомоек читайте в БИЗНЕСе №32 от 7 августа 2000 года, стр.22-24).
 

 

 

Точка зрения на СТО вообще



Джерело: http://www.business.ua/i434/a5354
Категорія: Автосервіс | Додав: vector (23.12.2008) | Автор: Шавкатбек Мирзахаджиев
Переглядів: 2353
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]